Мнения

перейти на главный сайт

Главная - Мнения - МНЕНИЕ: Почему освящение ракеты ничем не хуже освящения пращи

МНЕНИЕ: Почему освящение ракеты ничем не хуже освящения пращи

03:00, 10 марта 2020
Мнения

3 февраля 2020 года на официальном сайте Русской Православной Церкви, а также на сайтах Межсоборного присутствия, Богослов.ру и «Приходы» для обсуждения был опубликован проект документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга». Своим мнением о ряде положений данного проекта делится Андрей Сегеда, выпускник Новосибирской православной духовной семинарии, блогер.

Центральным местом этого документа стало предложение, а может быть, даже и требование, так как было выражено оно в безапелляционной формулировке «должно быть», перестать освящать «оружие неизбирательного действия, а также оружие массового поражения».

Я считаю, что данный документ нуждается в глубокой переработке и повторном обсуждении. Постараюсь в нескольких не слишком объемных пунктах выразить несогласие с центральным предложением данного проекта документа, равно как и с некоторыми другими формулировками, и пояснить, в чем вижу его несоответствие многовековой практике Церкви и просто здравому смыслу.

Во-первых, в самом начале документа приводится наставление иноку святителя Афанасия Великого как пример того, что Церковь благословляет воинов и воинское служение. Но святой папа Афанасий жил в IV веке от Рождества Христова, и неплохо было бы вспомнить о том, что Церковь не высказывалась против воинского служения и ранее этого времени.

Так, еще в книгах Ветхого Завета Господь лично дает Моисею, а затем и другим вождям народа Израильского наставления о ведении войн и благословляет занятие ими военным путем обетованной земли Палестины.

Современник и Предтеча Спасителя святой пророк Иоанн Креститель на вопрос воинов о том, как им спастись, также не повелевал им оставить воинское служение (а значит, и связанные с ним вынужденное применение насилия и даже использование оружия). Напомню, как это прозвучало: «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк.3:14). «Никого не обижайте» здесь имелось в виду – вне строя. То есть «не обижайте просто так». И Евангелие не оставило для нас каких-либо возражений Предтече со стороны Господа Иисуса Христа…

Наконец, уже ранние христианские авторы, начиная с апостола Павла, многие века во множестве используют метафоры воинского служения для примеров духовной борьбы со страстями и выказывания верности христианина Богу. Если бы воинское служение Церковью считалось чем-то низким или хотя бы малопочетным, никто не приводил бы таких примеров.

Во-вторых, неподготовленный, не снаряженный должным образом и безоружный человек воином не является и свою задачу выполнит плохо. И Церковь, благословляя войско на защиту своей земли, благословляла доспехи и оружие бойцов, их коней и снаряжение, не выделяя из него «более опасное» и «менее опасное».

О самом факте такого благословения упоминает даже вышеназванный «проект», отмечая, что «по крайней мере с XII века в русской истории известен чин «опоясывания мечем» юного княжича в знак его готовности нести воинское служение и участвовать в обороне своих земель. Личное холодное оружие князей и воинов благословлялось Церковью как символ их статуса и готовности нести свое служение».

В данном случае между мечом и автоматом, пращой и ракетой нет принципиальной разницы. С развитием цивилизации оружие усложнялось и становилось все более смертоносным, но по-прежнему делится на личное, дистанционное, тяжелое и сверхтяжелое. И при определенных условиях, например, в ночном бою, даже личное холодное оружие может иметь «неизбирательное действие». Ткнув в темноте в предполагаемого противника, разве нельзя попасть в мирного жителя?

А дистанционное оружие? Ни для кого не секрет, что сегодня существуют такие понятия, как «беспокоящий огонь». Когда очередь из автомата дается в определенном направлении просто для того, чтобы враг не расслаблялся и тратил силы на содержание наблюдателей и секретов. Разве не может эта очередь прийтись в мирных жителей? По логике составителей документа, автомат становится, таким образом, «оружием неизбирательного действия» и благословению не подлежит.

А как быть с историей? Ведь Церковь благословила на защиту Отечества Красную армию в дни Великой Отечественной войны. С ее «Катюшами», бомбардировщиками, тяжелой артиллерией и т.п. Как быть с благословением прежними священниками прежних военачальников и их армий, в которых были пращи и луки, катапульты, стрелометы и требушеты?

Где логика, наконец? Как благословить самого воина, не благословляя его оружия? А без благословения воин-христианин пользуясь всем современным оружием, согрешает? Получается, так? И чтобы сохранить благословение Церкви на себе, он должен от предлагаемого оружия отказаться? Насколько же эффективно с палкой будет защищаться от вражеских ракет? Это как благословить строителя возводить дом, запретив ему использовать доски и кирпичи…

В-третьих, в «проекте» априорно утверждается, что освящение оружия массового поражения и оружия неизбирательного действия «не отражено в традиции Православной Церкви и не соответствует содержанию самого Чина благословения воинских оружий».

А почему, собственно, не соответствует? В многовековой традиции Православной Церкви совершались освящения военных кораблей. В том числе византийских огнеметных дромонов, русских многопушечных линкоров, бомбардирских судов. Также много веков освящалась артиллерия. Затем, в начале Первой мировой войны, освящались первые русские бомбардировщики «Илья Муромец». В ходе Великой Отечественной освящались танки и самолеты. Что это, как не многовековая традиция?

В то же время, как уже говорилось выше, все это оружие при определенных условиях может стать «оружием неизбирательного действия», как и личное оружие современных бойцов. Но из этого не следует, что бойца на защите Родины следует оставить только с освященным знаменем в руках и барабаном на шее.

В заключение хочется сказать, что составители этого «проекта документа» забывают главное – почему именно Церковь благословляет воинов и воинское служение! К сожалению, после грехопадения человеческая природа расстроилась и стала «удобопреклонной ко злу». И восстановить ее может только Сам Господь, синергически, при горячем желании со стороны самого человека.

Многие люди в силу своего свободного волевого выбора такого желания не испытывают и живут отнюдь не евангельскими идеалами. Они рады поживиться за счет труда другого человека и учинить насилие над его женой и детьми…

Чтобы этого не происходило в масштабах государств, ради ограничения зла в мире, и нужна армия. Армия, вооруженная современным оружием и благословленная Церковью отстоять свою Родину. Не нападать на кого-либо, а именно отстаивать свою страну. Но с применением всех самых современных средств обороны. В том числе, например, и ядерных ракет.

На вооружении России ядерное оружие стоит много десятилетий. И пока оно не было применено против жителей ни одной страны мира. Но именно его наличие и сама готовность к его применению уже несколько раз спасали мир от очередной мировой войны.

Составителями «проекта», по моему мнению, была неверно выбрана его исходная посылка. Важно не то, с каким именно оружием Церковь благословляет воина: с арбалетом, автоматом или бластером. Важно, на какое применение этого оружия Церковь воина благословляет. Если благословляется строго оборона, защита Отечества и всех живущих в нем людей, здесь ничто не противоречит традиции Церкви.

Андрей СЕГЕДА

Фото сайта Министерства обороны РФ

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх