Мнения

перейти на главный сайт

Главная - Мнения - Регент Светлана Иванова: Церковное пение – служение и труд

Регент Светлана Иванова: Церковное пение – служение и труд

Клинцы. Кафедральный собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла – могучий, со 170-летней историей, вписанный золотыми буквами в историю российского государства, имеющий огромное значение для православной Руси как один из ранних образцов русско-византийского стиля в Брянской области. Именно сюда стремятся верующие со всеми своими скорбями и невзгодами за молитвенной поддержкой. Службу в храме невозможно представить без церковных песнопений, а значит, не обойтись без людей, которые своим пением придают богослужению торжественность и красоту. О православной музыке и «хоровом служении», а также о том, какую особую миссию несет церковный хор в небольшом городе, рассказывает регент Петропавловского кафедрального в городе Клинцы Светлана Иванова.


Расскажите, пожалуйста, как произошла Ваша первая встреча с Православием?

– Самые первые впечатления о православной вере остались у меня еще с детства – это слова молитв, которые шептала перед сном моя прабабушка, которую я очень любила. А вот дорога к храму для меня, как, впрочем, и для многих людей, была очень непростой. В школе нас воспитывали в духе атеизма, к тому же я еще была примерной пионеркой и комсомолкой, убежденной в том, что никакого Бога на самом деле нет.

После школы поступила в музыкальное училище по специальности «дирижер-хормейстер». Некоторые мои одногруппники устроились петь в церковные хоры, на четвертом курсе петь в храм пошла и я. Честно признаюсь, сначала это было просто работой, а потом пение в церковном хоре переросло в смысл всей моей жизни. Я поступила в Черниговское духовное училище на регентское отделение, по окончании которого меня пригласили работать в Петропавловский храм города Клинцы, где я тружусь уже с 2000-го года.

Что сегодня для Вас церковное пение – служение или работа?

– В первую очередь – служение. Но я слукавлю, если скажу, что это для меня не работа. Это еще моя любимая работа. Я счастлива, что у меня есть возможность заниматься любимым делом и одновременно служить Богу. Ведь богослужение – это соединение с Богом, не меньше. Когда по какой-то причине не получается сходить в церковь, возникает такое чувство, как будто что-то упустила, что-то ушло. Для меня это очень важно. Я не знаю, как сложилась бы моя жизнь, если б в свое время я не пришла в храм.

Какова история вашего хора?

– История эта проста: настоятель храма протоиерей Василий Воликов благословил, а мы с Божией помощью сделали. На данный момент в хоре поют одиннадцать человек. Считаю, что случайных людей у нас нет. Все певчие – люди, которые любят свое дело, относятся к церковному пению очень серьезно. Я рада, что в нашем небольшом городке Господь собрал именно этих людей. Людей, с которыми приятно работать.

Светлана Леонидовна, а как создавался нынешний репертуар хора?

– Изначально он создавался из произведений, которые я привезла из Чернигова, – тех, что мы пели в духовном училище и в хоре, где я пела раньше. Сейчас благодаря интернету можно найти ноты любого произведения, было бы время и желание. За годы моего регентского служения наш хор выучил и исполнил много произведений, среди которых были и простые, и сложные.

Если говорить о том, имеются ли у нас любимые произведения, у меня ответа нет – все зависит от внутреннего душевного состояния. Иногда хочется спеть что-то простое, молитвенное. А бывает, что душа торжествует – соответственно и репертуар яркий, праздничный. И, конечно, всегда учитываем пожелания духовенства.

Бывают ли случаи, когда прихожане просят вас спеть что-то в рамках богослужения?

– Иногда бывает. Но чаще не просят, а говорят после службы, мол, какая была сегодня красивая «Херувимская». Это, конечно же, для нас хороший ориентир.

Наверное, можно сказать, что церковные песнопения являются отзвуками Небес, которые певчие улавливают и передают людям. Как Вы считаете, что дает церковное пение, и влияет ли оно на молитву прихожан?

– У православных людей есть такое выражение: «Чем ближе к Богу, тем больше искушений, но чем ближе к Богу, тем больше и благодати». А благодать Божия успокаивает сердце, дает радость духовную. И тогда начинаешь чувствовать удовлетворение от того, что данный Богом талант не зарыл в землю, что ты отдаешь его Господу. Безусловно, духовная музыка призвана пробуждать молитву. Я очень рада, что мы и Богу поем, и людям помогаем молиться. Как говорит наша певчая Алла Смирнова, после трудового дня и житейских невзгод даже одна ступенька, ведущая на клирос, начинает лечить душу и освобождает от невзгод.

Какому святому должен молиться регент или певчий?

– У певчих, на первый взгляд, не так уж и много покровителей. Я считаю, что в первую очередь надо молиться Господу нашему и Божией Матери. Есть святые, которые очень помогают в регентском деле, например, Роман Сладкопевец, Иоанн Дамаскин. Я, как и все выпускницы Черниговского духовного училища, молилась Лаврентию Черниговскому, который сам с четырнадцати лет был регентом , да и мощи его находятся в Троицком кафедральном соборе города Чернигова. Молитвы ангелу-хранителю тоже кажутся очень и очень важными и нужными для певческого дела.

Насколько важны для регента такие христианские добродетели, как смирение и терпение?

– Без смирения и терпения не будет ничего. Все просто развалится. Это касается и семьи, и коллектива. Как только вылезает наружу гордыня – сразу появляется трещина в отношениях. А это очень сказывается на службе.

Светлана Леонидовна, если говорить о сложностях для регента и трудностях на клиросе, возникают ли они в Вашей практике?

– Сложности и трудности возникают у каждого человека и во всех сферах деятельности, без этого никуда. Для меня как регента сложность заключается в том, чтобы на протяжении всей службы быть внимательной и собранной. Даже самая маленькая рассеянность может привести к ошибке.

Что касается трудностей на клиросе, они тоже бывают – все мы живые люди со своими недостатками. Я не говорю сейчас о музыкальных способностях певчих, но в церковном хоре, как нигде, важны отношения друг с другом и с Богом, когда есть взаимопонимание, единство, мир, которые рождает православная вера, когда коллектив сплочен настолько, что все чувствуют друг друга и молятся друг о друге. Если среди нас, поющих земных «ангелов», не будет любви и взаимопонимания, чего мы можем требовать от других?

Какова перспектива развития церковного хора? Надо ли ему развиваться?

– Развиваться, безусловно, надо. Так сложилось, что в нашем городе на данный момент нет ни одного профессионального хора. Музыкальное отделение в педагогическом колледже на грани закрытия. Люди сейчас увлечены более прибыльными делами, в желающих заниматься музыкой все меньше с каждым годом.

Поэтому в провинциальных небольших городках на церковные хоры, кроме участия в богослужениях, сейчас возложена очень важная миссия: сохранить и передать в наследство сокровище богослужебных песнопений. Поэтому наш хоровой коллектив старается иногда принимать участие и в светских мероприятиях, и благотворительных концертах.

Светлана Леонидовна, есть ли в вашем хоре певческие династии?

– Да, у нас есть уже две семейные династии. Это семьи Смирновых и Бакиных. Они пришли в хор в свое время по три человека от каждой семьи. Бакины: мама, дочь и сын. Смирновы: муж, жена и дочь. Дочери в каждой семье вышли замуж и теперь живут в других городах. Наш певчий Сергей Смирнов – теперь иерей Сергий. А остальные до сих пор славят Бога в нашем хоре. Я за это им очень благодарна.

Нуждается ли хор в новых голосах?

– Не могу сказать, что у нашего хорового коллектива ощущается голосовой голод, но нам не хватает теноров-мужчин. На сегодняшний день теноровую партию поют девчонки-альты. Да поможет нам Господь, и в нашем хоре будет пополнение теноров, и тогда он зазвучит еще лучше!

Беседовала Анна ДРУЖИНИНА
специально для портала «Приходы»

Фото Валентина РЯБИЧКО

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх